Песочная терапия – не просто игра!
26 декабря 2014
Наблюдая за игрой в песке, заметив, насколько песок снимает напряжение, тревогу, помогает раскрыть творческий потенциал у детей и не только у детей, но и у взрослых, стали применять этот метод под названием «песочная терапия» в своей практике. Что же такое песочная терапия, и каким образом она применяется в работе психологов, рассказывает практикующий психолог, Маргарита Корсинова. В своей практике я часто использую песочницу, как с диагностической целью, так и в коррекционной работе. Я заметила, что с первым упоминанием «Я вам рекомендую песочную терапию» у моих клиентов возникало очень много вопросов. Первый звучит так «Что такое песочная терапия? Что это за песок, куда его насыпают и, вообще, где это происходит и т.д.»И так, что же такое песочная терапия? Песочная терапия - это одно их направлений в разделе арт-терапии. Куда же насыпают песок, и какой песок? В песочной терапии могут быть использованы разные виды песка. Это речной песок, морской песок, песок вулканического происхождения и так далее. Песок изначально промывают в проточной воде, затем прокаливают на большом огне и только потом его применяют на практике. Песок насыпают в деревянные подносы стандартного размера (50 х 70 х 8 см). Есть ещё пластмассовые песочницы. Дно и бока подноса или песочницы выкрашивают в голубой цвет, что символизирует небо и воду. Иногда на практике используют два подноса с сухим и мокрым песком. Иногда добавляют воду в сухой песок и уже потом работают с мокрым песком. Всё завит от желания ребёнка, с каким песком ему в данный момент хочется поиграть. Что ещё используется в песочной терапии? Песок, это понятно. А что ещё? В песочной терапии используются разные материалы: как природные – камушки, ракушки, коряжки и т.д., так и миниатюрные предметы обихода. А также сказочные герои, животные и т.д. Все эти предметы выставляются на полках в свободном доступе и обозрении играющего.С какими нарушениями в развитии у детей используется песочная терапия?
Песочная терапия используется при всех нарушениях, противопоказаний у этой терапии нет, кроме аллергии на песок и кожных заболеваний. Психолог как-то интерпретирует игру ребенка, помогает играть – руководит, быть может, подключается к процессу, или остаётся просто зрителем в терапии? В первой диагностике психолог выступает в роли наблюдателя.
При коррекционной работе психолог задает соответствующие мотивы и участвует в процессе психокоррекционной терапии. В этом случае используется индивидуальный подход к каждому ребёнку.Используется ли песочная терапия в лечении и реабилитации детей с аутизмом, ДЦП, с более серьёзными заболеваниями?Конечно, используется. У нас в центре, где я веду группу психологического развития для детей с аутизмом и задержкой речи, я широко использую песочную терапию: как метод снятия напряжения, тревоги, раздражительности и приступов гнева.Расскажите об играх, или процедурах, которые проводятся в этой терапииИ так, что же происходит на этих волшебных сеансах песочной терапии и как? Я хочу остановиться на первой встрече с ребёнком. Психолог просит «поиграть» в песочнице. Сам же остаётся в роли наблюдателя и не вмешивается в процесс игры. Играющий «идёт за собой», раскрывается посредством игры с песком. Психолог лишь скажет: «когда закончишь, скажите мне об этом. Не торопись». После того, как подопечный закончил, психолог предлагает рассказать, что получилось в процессе игры. И внимательно выслушивает клиента, который проецирует свой внутренний мир на материал игры. При коррекционной работе, после диагностики и прояснения запроса, учитывая индивидуальные особенности, психолог задаёт соответствующие мотивы. Например - «Сейчас вам предлагаю построить свою сказочную страну или королевство». Если вопрос касается семейных отношений, в этом случае инструкция будет звучать так: «Подберите, пожалуйста, те фигурки, которые будут играть роль членов вашей семьи. Расположите фигурки в песочнице таким образом, чтобы каждый член вашей семьи занимал наиболее привычное для себя дело» Можно использовать также этот механизм в контексте сказкотерапии, чтобы глубже узнать особенности воспитания членов своей семьи:
«— Представьте членов своей семьи в образе животных. Посмотрите, имеются ли в нашей коллекции фигурки этих животных, а может, птиц, рыб, насекомых, растений. Выберите, фигурки животных (птиц, рыб, насекомых и т.д.), которые соответствуют вашему представлению об образах членов вашей семьи. В песочнице создайте мир, в котором они живут… Когда мир будет создан, подумайте, как они живут вместе, как общаются, какие сцены могут разыгрываться между ними, и расскажите об этом».
При коррекционной работе психолог задает соответствующие мотивы и участвует в процессе психокоррекционной терапии. В этом случае используется индивидуальный подход к каждому ребёнку.Используется ли песочная терапия в лечении и реабилитации детей с аутизмом, ДЦП, с более серьёзными заболеваниями?Конечно, используется. У нас в центре, где я веду группу психологического развития для детей с аутизмом и задержкой речи, я широко использую песочную терапию: как метод снятия напряжения, тревоги, раздражительности и приступов гнева.Расскажите об играх, или процедурах, которые проводятся в этой терапииИ так, что же происходит на этих волшебных сеансах песочной терапии и как? Я хочу остановиться на первой встрече с ребёнком. Психолог просит «поиграть» в песочнице. Сам же остаётся в роли наблюдателя и не вмешивается в процесс игры. Играющий «идёт за собой», раскрывается посредством игры с песком. Психолог лишь скажет: «когда закончишь, скажите мне об этом. Не торопись». После того, как подопечный закончил, психолог предлагает рассказать, что получилось в процессе игры. И внимательно выслушивает клиента, который проецирует свой внутренний мир на материал игры. При коррекционной работе, после диагностики и прояснения запроса, учитывая индивидуальные особенности, психолог задаёт соответствующие мотивы. Например - «Сейчас вам предлагаю построить свою сказочную страну или королевство». Если вопрос касается семейных отношений, в этом случае инструкция будет звучать так: «Подберите, пожалуйста, те фигурки, которые будут играть роль членов вашей семьи. Расположите фигурки в песочнице таким образом, чтобы каждый член вашей семьи занимал наиболее привычное для себя дело» Можно использовать также этот механизм в контексте сказкотерапии, чтобы глубже узнать особенности воспитания членов своей семьи:
«— Представьте членов своей семьи в образе животных. Посмотрите, имеются ли в нашей коллекции фигурки этих животных, а может, птиц, рыб, насекомых, растений. Выберите, фигурки животных (птиц, рыб, насекомых и т.д.), которые соответствуют вашему представлению об образах членов вашей семьи. В песочнице создайте мир, в котором они живут… Когда мир будет создан, подумайте, как они живут вместе, как общаются, какие сцены могут разыгрываться между ними, и расскажите об этом».